вторник, 13 января 2015 г.

КИТАЙСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ

КИТАЙСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ Китайская каллиграфия "шу фа" является одним из великих достояний китайской и мировой культуры. Она сформировалась из первых проб древних людей обозначить явления окружающего их мира графическим способом. Образ китайского иероглифа вобрал в себя все изменения в развитии сознания человека на протяжении многих веков и донес их до наших дней. Данный раздел сайта будет посвящен истории развития каллиграфии в Китае и каллиграфии в других странах, а также связям каллиграфии с различными видами традиционной культуры. На страницах этого раздела мы познакомим вас с принципами и техникой, различными стилями каллиграфии, с древними трактатами и образцами каллиграфии из разных собраний и коллекций. Китайская классическая живопись "го хуа" развилась из каллиграфии, хотя иероглиф - это прежде всего картина, а не письменность. Поэтому живопись и каллиграфию Китая разделить сложно. Да и не стоит разделять то, что является единым. Многое в китайской культуре можно описать правилом единой черты. От черт триграм до черт единого движения в тай цзи, от восьми основных черт каллиграфии до росчерков фехтовальных движений меча. "В самой глубокой древности не было Правила. Ибо высшая простота не была еще разделена. Как только Высшая простота разделяется, Правило устанавливается. На чем основывается Правило? Правило основывается на единой черте. Единая черта есть источник всего сущего, корень всех явлений. Ее действие явлено для духа природы и скрыто в человеке, но вульгарный не понимает этого. Вот почему в себе самом прежде всего должно установить Правило Единой черты. Основание Правила Единой черты - в отсутствии правил, которое порождает Правило, и это правило пронизывает множество правил. Живопись и каллиграфия рождаются в сердце. Невозможно ни проникнуть в первопринцип, ни исчерпать различные аспекты бытия, если в конце концов не овладеешь неизмеримой мерой - ЕДИНОЙ ЧЕРТОЙ." Ши Тао "Беседы о живописи". "Слово - есть голос духа, а письмо есть его графическое выражение. Именно по указанию, данному голосом и рисунком, распознается цзюн цзы (благородный) и сяожэнь (низкий) человек". Ян Сюн. Китайские историки каллиграфии считали, что через автограф воля учителя вступает в глубинную связь с волей ученика. Чем более сильным и чистым был гений каллиграфа, тем действеннее энергия, которую распространяли его письмена. Каллиграфия имеет своим истоком спонтанность и естественность. Спонтанность и естественность есть формы деятельности великого Дао. Когда каллиграф пишет, он, играя своей кистью и тушью, отражает творческие изменения и метаморфозы великого Дао. Его иероглифы связываются на бумаге, как связываются очертания созвездий на ночном небе. Каллиграфы часто сравнивают ритмы каллиграфии с походкой породистых, норовистых лошадей. Пылкое и неистовое письмо напоминало фехтование холодным оружием". Великому и непревзойденному каллиграфу Китая Ван Сичжи приписывают трактат о каллиграфии, в котором говорится: "Каллиграф играет с семью простыми чертами в беглом письме, как воин играет своим мечем". В руках истинного художника кисть становится оружием. По тому, как человек владеет оружием, как сочетаются мера остроты оружия и совершенство личности, определяется уровень постижения Дао. "Бумага, - писал Ван Сичжи, - это поле битвы, тушь - кольчуга, тушечница - озеро, окружающее поле битвы, а кисть - меч". Каждым движением кисти управляет энергия (ци), которая берет свою силу от духа (шэнь). Ван Сичжи часто повторял: "Когда хотят писать, сначала нужно сосредоточить свой дух и очистить свое сердце". Техника и принципы каллиграфии тесно связаны с пятью основными свойствами традиционной музыки Китая. Знаменательно, что аппликатура игры на цине (классический струнный инструмент) и расположение пальцев каллиграфа при письме имеют много общего: и то, и другое сравнивают с движением животных, птиц, растений. Не без причины Ван Сичжи и его ученики сравнивали кисть с боевым оружием, мечом или луком. Весь корпус тела каллиграфа, подобный упругому луку, участвует в действии, а тело управляется мыслью. Здесь прослеживается явная аналогия со стилем ушу син и цюань, основным принципом которого является то, что форма (синь) есть проявление мысли (и). Как фехтование, как стрельба из лука, каллиграфия не только спорт, но и искусство, и более чем искусство - путь (дао) к подлинной мудрости. Чтобы хорошо писать, каллиграф должен быть здоров, бодр, он должен быть хозяином над собой. Не поэтому ли каллиграфия всегда рассматривалась как животворная сила и для тела, и для духа? Китайские историки этого искусства подчеркивают, что среди каллиграфов многие достигали долголетия. Знаменитый художник У Даоцзы после того, как увидел технику владения мечом генерала Пэй Миня, "едва тот закончил упражнение, схватил кисть и в одно мгновение завершил свою картину. Это было так, будто ему помогали боги". Еще одно предание гласит, что У Даоцзы и его учитель Чжан Сюй созерцали выполнение комплекса - танца с мечом знаменитой фехтовальщицы и танцовщицы Гайсунь, после чего обрели ритм в написании иероглифов в стиле цао шу. Этот прекрасный танец воспел один из великих поэтов Китая Ду Фу. Он восхищался каллиграфией Чжан Сюя и находил в письме "безумного" мастера пламенную силу и страстный ритм танца. Скичко Владимир и Елена (с).

Комментариев нет:

Отправить комментарий